Задачи клуба
1. Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого ребенка, его эвристического мышления, познавательной деятельности.
2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции.
3. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков, постижение сути музыки во взаимосвязи со смежными видами искусства.
4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музицирования: сольного, ансамблевого, вокально-инструментального и т.д.


Специфика уроков музыки в МММ «Jazz-Rock»
Специфика уроков музыки ребят связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.
Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность ребенка в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях.


Структура уроков музыки
1. Урок строится на основе принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов.
2. Принцип минимакса (согласно концепции образования А.Леонтьева): давать знания по максимуму, а требовать по минимум.
3. Ведущий принцип – целостность теоретической и практической деятельности с целью приблизить ребенка к созиданию в разных формах музыкального творчества.
4. Принцип ассоциативного сравнения «все познается в сравнении», сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в разных произведениях облегчает восприятия искусства.


Развитие чувства ритма
Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнедеятельностью (вдох-выдох, день-ночь, горе-радость и т.д.). Ритмические упражнения для ребят крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место в жизни.
Задачи метроритмической работы: сформировать ощущение метрической пульсации в музыке, умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей, навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла, чтение и исполнение простейшей ритмической записи, навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул блюза, кантри, рок-н-ролла, регги и т.д.). Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом занятии.
Импровизационность как особый способ воспитания


Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию (так считают ведущие музыканты и педагоги мира Г.Гаранян, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластическом движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это делали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.
Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. В педагогике XVI – XVIII веков значилось воспитание импровизатора наряду с композиторством, исполнителем, слушателем. И сегодня она является основой фольклорного музицирования. Идея общения и импровизации как к методу творческого обучения не нова. Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.


Музыкальные направления ММК «Jazz-Rock»
Джаз-Рок-музыка меняется в зависимости от того, как каждое новое поколение музыкантов реагирует на происходящее в мире. Ниже предоставлены некоторые направления рока, а также примеры относящихся к ним альбомов исполнителей. Интересно заметить, что многие известные музыканты заимствуют элементы поп-музыки прошлого и настоящего и представляют публике свой собственный вариант, однако некоторых так и нельзя однозначно отнести к тому или иному стилю.


Блюз
Это музыка "черных" американцев. Многие песни - грустные. В основе мелодий блюзов - особенный звукоряд, называемый блюзовой гаммой. С 50-х годов элементы блюза появляются и в музыке "белых".
Бесси Смит: "Nobody Knows You When You're Down and Out" (1929). Джон Ли Хукер: "Ground Hog" (1950). БиБи Кинг: альбом "My Kind of Blues" (1960).

Госпел
Первыми духовными (gospel) песнями были спиричуэлс африканских рабов, обращенных в христианство. Они стали основой эмоционального стиля, широко распространенного в церквах южных штатов США.
Группа "Dixie Hummingbirds": "Eizekiel Saw the Wheel" (1947). Группа "Staples Singers": "We Shall Overcome" (1965). Арета Франклин: "Respect" (1967).

Ритм-энд-блюз
Чернокожие рабочие, покидавшие фермы на юге США, принесли с собой в городскую культуру и блюзы. В 50-е годы смешение блюза с духовной музыкой, звучавшее под аккомпанемент электрогитары, получило название "ритм-энд-блюз" (R&B).
Бо Дидли: "Who Do You Love" (1956). Чак Берри: "Memphis Tennessee". Братья Ислэй: "Twist and Shout" (1962).

Кантри и вестерн
К этой категории относилась музыка бедных белых американцев 30-40-х годов ХХ века. По сей день в южных штатах США кантри - самый популярный стиль, избежавший влияния музыки афроамериканцев.
Хэнк Уильямс: "Take These Chains from My Heart and See Mee Free" (1953). Тамми Уайнетт: "Almost Persuaded, D.I.V.O.R.C.E." (1968).

Рок-н-ролл
В середине 1950-х годов белокожие подростки США открыли для себя ритм-энд-блюз. Однако радиостанции неохотно ставили в эфир музыку афроамериканцев. Тем не менее Элвис Пресли совершил настоящий прорыв, смешав R&B и кантри. Так родился рок-н-ролл.
Билл Хейли и его группа "Comets": "Rock Around the Clock" (1955). Элвис Пресли: "Blue Suede Shoes" (1956). Джерри Ли Льюис: "Great Balls of Fire" (1957). Эдди Кочран: "Summertime Blues" (1958).

Соул
Соул - это смешение госпела и R&B, хотя в 60-80-е годы так называли любую музыку афроамериканцев. Некоторые стили получили свои названия по фирмам звукозаписи (Мотаун, Филадельфия, Стакс и др.). Другие получили самостоятельные названия, к примеру фанк и диско.
Дайана Росс и группа "Supremes": "Where Did Our Love Go" (1964). Мервин Гей: "I Heard It Through the Grapevine" (1968). Джеймс Браун: "Said It Loud, I'm Black and I'm Proud" (1968). Чик: "Le Freak" (1978). Майкл Джексон: альбом "Off the Wall" (1979).

Британский бит
Группа "The Beatles", соединив R&B, рок-н-ролл и мотаун, положила начало новому стилю. Музыка группы "Rolling Stones", принадлежавшей к этому же направлению, была более тяжелой и ближе к R&B. Основу составляли ударные, бас и две электрогитары. Ведущая роль отводилась вокалу.
"The Beatles": "Love me do" (1962), "Please Please Me" (1963), "Help!" (1965). Группа "Honeycombs": "Have I the Right?" (1964). Группа "Rolling Stones": "Satisfation" (1965). Группа "The Who": "My Generation" (1965).

Тяжелый металл
Этот стиль стал невероятно популярен во всем мире. Во время концертов музыканты крушат барабаны и извлекают из электрогитар звуки, похожие на вой. К концу 60-х годов подобные приемы стали применятся также в блюзе и ритм-энд-блюзе.
Группа "Black Sabbath": "Paranoid" (1970). Альбомы: "Led Zeppelin 2" (1969), "Motorhead" (1975), "Van Helen" (1977).

Психоделика
В конце 1960-х годов некоторые музыканты стремились выразить в музыке свои ощущения, вызванные употреблением наркотиков. Используя новую студийную технологию, они старались достичь тщательно продуманных и экзотических эффектов. Порой обычная песня могла занимать целую сторону пластинки.
Альбомы: группа "Beach Boys" - "Smile" (1967), "The beatles" - "Sergeant Pepper" (1967), "Pink Floyd" - "The Piper at the Gates of Dawn" (1967); композитор Терри Райли - "In C" (1968).

Глэм-рок
В 1970-е годы некоторые рок-звезды использовали экстремальные, фантастические эффекты во время исполнения. Их музыка получила название шикарного, блестящего рока.
Гари Глиттер: "Rock and Roll Part 2" (1972). Альбомы - Дэвид Боуи - "Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" (1972), "Roxy Music" - "Roxy Music" (1972).

Регги
Стиль регги возник на Ямайке. Это смешение калипсо и менто с R&B. В текстах песен содержатся протесты против существующих социальных условий и коррупции. В конце 1970-х годов производители грампластинок изобрели прием дублирования. Это дало возможность менять скорость звучания голоса, а также создавать эффект эха независимо от басов и ударных.
Дэйв и Ансел Коллинз: "Monkey Spanner" (1971). Алтеа и Донн: "Uptown Top Ranking" (1977). Альбомы: Боб Марли и группа "Weilers" - "African Herbsman" (1972), Ли Перри - "Super Ape" (1978).

Панк
В 1970-е годы в Англии в связи с безработицей молодежь стала пессимистичнее смотреть в будущее. Интерес к песням и образу жизни богатых рок-звезд заметно упал. Появление стиля панк стало настоящей революцией и возвращением к истокам рока: музыке молодых, отражающей их мироощущение.
Группа "Clash" - "White Riot" (1977). Альбомы: группа "Sex Pistols" - "Never Mind the Bollocks", "Here's the Sex Pistols" (1977); группа "Ramones" - "Ramones" (1977); группа "Slits" - "Cut" (1978).

Новая волна и постпанк
После первого взрыва на смену панкам-радикалам пришло новое, менее агрессивное поколение. В музыкальном отношении оно отличалось большей смелостью. Очень часто музыканты использовали синтезаторы.
Группа "Television": "Little Johnny Jewel" (1977). "Talking Heads": "Psycho Killer" (1977). Blondie: "Heart of Glass" (1977). Joy Division: "Love Will Tear Us Apart" (1980).

Новый романтизм
Реакцией на панк стал в начале 1980-х годов новый отстраненный и взвешенный стиль. Группы, работавшие в этом направлении, называли новыми романтиками. Они выпускали не только диски, но и видеозаписи.
Группа "Visage": "Fade to Grey" (1980). "Spandau Ballet": "Chant №1" (1981). "Eurythmics": "Sweet Dreams" (1983).

Рэп, скрэтч и хип-хоп
В начале 1980-х годов американские клубные ди-джеи на фоне инструментальной музыки с пластинок стали полупеть-полуговорить. Этот стиль назвали рэп. Повторение одной фразы с пластинки вперед и назад получило название скрэтч. А скрэтч в сопровождении только ударной установки стали называть хип-хоп.
Kurtis Blow: "The Breaks" (1980). "Grandmaster Flash": "Grandmaster Flash and the Wheels of Stel" (1981). Malcolm McLalen: "Buffalo Girls" (1983).

Хаус
Благодаря сэмплеру звук может быть записан и воспроизведен на любой высоте. Музыка в стиле хаус основана на скрэтче с использованием сэмплированных звуков поверх быстрой и ритмичной линии баса. Сэмплы - это звуковые фрагменты с пластинок, минидисков, аудиокассет, сиди дисков, фильмов и даже из блоков новостей.
"Public Enemy": "Don't Believe the Hype" (1988). "Tone Loc": "Wild Thing" (1988). "Twin Hype": "Twin Hype" (1989).

Заповеди преподавателя музыки
1. Воспитывайте средствами музыки у ребят чувство истиной любви к Миру и Человеку. Знания без любви к Миру могут обратиться во зло, против человека.
2. Развивайте в детях все сразу: красоту поведения. Основанную на нравственности и духовности, которая непременно отражается в детском музыкальном творчестве, певческий голос и музыкальный слух, пластику движений и артистичность.
3. В творческих музыкальных играх постарайтесь раскрыть все грани природного музыкального дара: пусть «искра Божья» разгорится в детях любовью к музыке.
4. С первых же шагов приобщайте ребят к простейшим формам музыкальной импровизации и сочинению – важен не результат, а сам творческий процесс. Активизирующий музыкально-слуховую память, внутренний слух, мышление.
5. Знания и навыки закрепляйте в игровых формах – игра повышает интерес к обучению помогает лучше сосредоточится и благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
6. Предлагайте ребятам зарисовать свои музыкальные впечатления. Цвет – сильный эмоциональный фактор восприятия – используйте его для лучшего усвоения ребятами теоретического материала.
7. открывайте у ребят музыкальные таланты и развивайте их.


Основные требования к знаниям, умениям, навыкам, занимающихся в ММК «Джаз-Рок»
Музыкальное образование детей предполагает более высокую ступень музыкального развития по сравнению со школьным образованием. Естественно, что требования к детям должны отталкиваться от требований, зафиксированных в стандарте школьного образования.
1. Развитие музыкальных способностей, а также мелодического слуха и чувства ритма на основе музыкальной деятельности.
2. Музыкально-исполнительское творчество ребенка. Овладение игрой на музыкальных инструментах.
3. Навыки музыкальной импровизации на музыкальных инструментах.
4. Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука, его высота, интонация, мелодия, лад, ритм).
5. Узнавание звучания музыкальных инструментов.
6. Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору.
7. Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства.
8. Формирование детского музыкального творчества на основе синтеза искусств.


Все эти требования включены в программу предлагаемого курса ММК «Jazz-Rock», как развитие индивидуальных способностей с тем, чтобы дети, не посещавшие специализированные музыкальные учреждения, смогли освоить необходимый минимум знаний и навыков, положенных ребенку стандартом образования.